Все машины МСК отличаются друг от друга по конструкции:
- тросовый
- тросово – перегрузочный
- крюковой
- цепной
- комбинированный
- ролл-офф
и по базовым длинам сменных кузовов:
- 4-х метровая
- 5 метровая
- 6 метровая
- 7 метровая
- 7,5 метровая
К примеру, контейнер объемом 27м3 для перевозки тросовой системой требует шасси КАМАЗ 53229 - 1041, крюковой КАМАЗ 53229 - 1095. Разница в общей длине, радиусе разворота, цене.
Тросовая система позволяет перевозить любые контейнеры меньшего размера, чем оптимальные по длине для данной модели, крюковые – только вмененный по длинне размер.
Разница в габарите, стоимости шасси, стоимости навески, которая для крюкового устройства на 25% дороже, чем тросовая. Вес установок сопоставимой мощности так же не в пользу крюковых машин. Крюковые устройства на 25% тяжелее. Тросовая конструкция имеет стабилизационную рамку необходимую для компенсации изгибов установки от поперечной раскачки, в крюковых системах ее установить невозможно.
Крюковые установки, имеют либо выдвижной, либо поворотный крюк, либо комбинированное устройство. Выдвижная система представляет собой в сечении прямоугольную трубу, тросовые установки - рамку. Динамическую нагрузку устройство типа рамка, несет гораздо лучше профильной трубы небольшого сечения, и чем длиннее груз, тем разница больше. Чем больше вес, тем динамические нагрузки выше. В результате на свалках при транспортировке уплотненных отходов применяются преимущественно четырехосные тросовые МСК. Крюковым машинам требуется ровная с твердым покрытием площадка или ограниченный по весу и длине груз. Управляемость крюковых машин хуже, ввиду расположения груза дальше от кабины. Угол самосвального опрокидывания у тросовых машин 60 градусов, у крюковых 48. Нормальная разгрузка самосвальным способом мусора требует не менее 55 градусов, как на самосвалах либо тросах.
Все большее применение в народном хозяйстве, находят перегрузочные машины, и их конструкция может быть только тросовой.
Из истории. Изначально, крюковые устройства появились в СССР, а тросовые в Финляндии, по мере улучшения качества дорог, погрузочных площадок, полигонов, в Европе обратились к крюковым устройствам, у нас стали производить тросовые. Еще долгое время замены для тросов в нашей стране трудно будет найти, по причине простоты и надежности тросовых машин, по причине отсутствия хороших дорог, цивилизованных свалок.
К основным преимуществам тросовых машин можно отнести:
- максимальную эффективность (максимальные размеры и вес груза, способные к размещению на шасси)
- минимальную стоимость
- способность к работе в среде с большими динамическими нагрузками
- возможность работы в перегрузочном варианте
- требуется минимальная прочность и стоимость контейнеров
- ремонтопригодность
- минимальные габаритные размеры при установке контейнера на площадку (машина плюс контейнер)
- работа в составе автопоезда
- работа в стесненных условиях по верхнему габариту (проезд под арками и мостами ниже разрешенного габарита с контейнером приподнятом на тросах).
- при опрокидывании применение аварийного режима сброса контейнера
- применение в комплекте с КМУ максимальный объем кузова накопителя, к примеру, КАМАЗ 53229 1095 с КМУ может применять контейнер 27м3.
- в мусоровозах 5 поколения применяется тросовая установка съема контейнера накопителя.
- при самосвальном угле опрокидывания 60 градусов, существует возможность применения технологии трамбования и вытряхивания.
- управляемость тросовых машин лучше в связи с расположением груза ближе к кабине.
Единственный недостаток – неудобство - это процесс зацепа тросов за контейнер.
Моду никто не отменял
В свободе выбора никто не ограничен, вот только каждая ходка с прессованным мусором аналогичных машин, приносит хозяину тросовой машины денег на 25% больше крюковой при закупочной цене на 25% ниже.
В коммерческих перевозках при 5 ходках в день хозяин тросовой машины перевезет груза больше на 45м3 в день и на 1350 м3 в месяц. В денежном выражении при цене за 1 м3 в 320 рублей, это может вылиться в 432000 рублей недополученных при работе 1 машины за месяц.
При работе с крупногабаритным мусором в варианте перегрузочной машины за одну ходку вывозится 27м3.
Все самые прибыльные предприятия отрасли используют на основном производстве тросовые системы, как для сбора, так и для транспортировки на полигон. Крюковые устройства применяют на вспомогательных участках, вблизи станций перегруза или перерабатывающих заводах, в транспортной логистике по ровным дорогам и площадкам разгрузки.
Примирить крюковые устройства и тросовые инженеры пытаются в системах комби, но в России такие устройства пока дороги, в Европе только 2 фирмы наладили их выпуск, мы планируем, начало производства таких машин в этом году, правда, наши машины будут существенно отличатся от западных, опять же под наши особые условия. |